Дима Квок
|
|
« Ответ #170 : 19/02/2018, 01:30:40 » |
|
МОЙ АФГАНИСТАН. Вспомнить всё. (дополнено) Заходили мы в Афганистан 15 августа 1985. Через заставу Акробат. Первый марш от нашей границы до лагеря Карабаг мне запомнился только тем, что было страшно и непонятно, что дальше... неизвестность... АФГАНИСТАН!!! я отгонял страх всеми фибрами моей души. Помню, что майор Щигорцов, зампотех Батя, кричал мне в люк: - Держи дистанцию! Впереди шла цистерна с бензином... я опять не держал эту непонятную дистанцию ... пока Щигорцов (Батя) не сказал: - Вот попадут в цистерну, и мы сгорим... ВСЁ!!! Дистанция была мной установлена))... Помню, ломались машины, БТРы, БМП, мой БТР МТП останавливался, чинили ... потом догоняли колонну уже в паре... Всё прошло без ЧП в эту первую дорожку по Афгану... Второй выезд был по-моему на следующий день после приезда в лагерь- мы сопровождали Шимановскую ММГ до Союза. Всё пошло не так, через 2 км от лагеря - встала ГАЗ 66. Водитель поднял кабину ... нет искры... быстро найти причину не удалось, и Шигорцов приказал зацепить на жёсткую сцепку и тащить Газон в лагерь. Колонна тем временем продолжала свой путь... Для нашего прикрытия осталась БМП. Но видимо командир не понял, или не расслышал по рации, что надо было найти высокую сопку, чтоб охранять вновь протоптанную дорогу колонной... И прикатил следом к лагерю вместе с нами. Помню, как Батя на него орал, пока мы отцепляли Газ-66. И тут же мне сказал: - Гони, пока на нас не поставили!!!... Накатанная дорога уходила за горизонт песка и невысоких сопок. Пыли от колонны уже не было видно. Я нажал педаль в пол и старался выжимать из старого БТРа 40ПА без башни набитого всяким ремонтным железом, которому самому было в пору вставать на капиталку, а лучше сразу в утиль, столько сколько мог ... Поднимаясь в горку, бывает короткий момент уже на пике перед спуском, когда водитель из-за носа БТРа не видит дорогу и саму колею. И ТУТ!!! как только колея появилась, я увидел, что отпечатки протектора затёрты!!! Резко крутанув руль, я нажал тормоза на юз... Майор чуть- чуть не слетел с брони... Громко матерясь, он замолчал сразу, как увидел колею: - Давай назад! Объезжай! БМП повторила манёвр. Через пару км- вдоль нашей дороги овцы, осёл... людей нет ... как будто спешили затоптать скотиной колеи... и снова под сопкой затёрто только на другой стороне. Щигорцова вновь прижало при торможении к открытому люку... моторист Шатохин и сержант Мартынов тоже в очередной раз удержались на броне... Как дошли до границы ... потом помню смутно, что то ломалось или нет, не вспомню... Помню, Майор Щигорцов построил всех и объявил мне благодарность. Ещё он пожелал, чтоб я настроил тормоза- одну сторону, левую хватало сразу на юз... но я не знал, как это сделать, после прокачки ничего не менялось... и это было к лучшему в следующее ЧП это спасло жизни всему экипажу да и БТР остался цел... но об этом позже... Вернёмся к началу этой истории с ГАЗ-66. Оказалось, водитель ВЫТАЩИЛ из трамблёра уголёк... Больше его не брали не на одну операцию. ...А ещё, Щигорцов всё время говорил, что мы подорвёмся, мол, в первый Афган он подорвался, значит и в этот тоже должен. Это у него такая установка была)). Накаркал. И не зря видать БТР ломался в последний четвёртый выезд... и я отжёг номерок и не один. В Союзе попался новый участок свеженакатанного асфальта дорога под горку, шёл первым, я и подумал, а сколько БТР сможет, акселератор в пол - смотрю на спидометр 70… 80… 90… 100… и тут истошный крик Бати- СТОЙЙЙ!!!! Дорога … тогда мне показалось, сделала поворот на 90 градусов влево… Вот тогда и пригодились тормоза слева на юз…. Справа обрыв горного перевала возник очень быстро… БТР юзом прошёл по самому обрыву правой стороной по обочине… Если бы тормоза были настроены одинаково, то мы просто ушли в пропасть на такой скорости, как оказалось 10 тонн становятся не управляемы под горку с двумя первыми поворотными мостами… БТР просто зашёл боком в поворот цепляясь за асфальт заблокированными левыми колёсами… Остановились. Батя сидевший надо мной в люке на броне просто стал топтать меня сапогами… ласково по отцовски в моём водительском кресле… наверное, раз последствий на моей шкуре не было… А первые три операции всё гладко шло. В Керках два месяца всё ж я гайки крутил... Ещё, случилась незадача, я вынес ворота КПП Тахта-Базарской пограничной части. Тётя с коляской сунулась на выезде из ворот под колёса из за угла- я резко отвернул, ворота слетели. Те что со звёздочкой)) главные... Батя просто сказал: - Поехали!... На обратном пути машина всё время ломалась, я её чинил на остановках. БТР- 40ПА без башни- ему больше 20 лет было, а его на боевые... ...В Афгане один мотор заглох и больше не хотел заводиться... Вспоминаю Полевой Учебный Центр Керки Туркмению- что я там получил... БТР просто не ехал... Моторы были перегреты, кольца залегли, он просто глох при страгивании, запчастей нет... кольца отмачивал керосином…под бронёй, я ставил цинк из-под патронов с водой и периодически выливал кружку воды из него на себя... Жара ... Ад при жизни. Вонючая вода. До брони дотронуться нельзя. Как вспоминаю - вздрагиваю. Градусник на 50С в палатке в тени лопнул. Помню, в один из жарких дней сразу трое упали от солнечного удара около столовой. Постиранное Х/Б на скорую руку в цинке из-под патронов сохло на колючке ровно 15 минут. Самые толстые тройные швы уже шелестели как бумага... Выпрыгнул днём босиком из палатки на солнечный песок - пятки красные ожог 1 степени... Днём мухи роями ночью комары с арыка при 25С утром знобит, организм работает на охлаждение ... бывало, в 9 утра какие-то силы включали ветер Афганец, и песок летел горизонтально на север... Лето 1985... старожилы говорили, что не помнят такой жары. Там и умер на жаре Беляев, солдатик из Свердловска. Солнечный удар… тепловой… не довезли до Керкинской погран части. ...И всё ж Афганистан. Это был мой четвёртый и последний выезд с Батей. В Тахта-Базаре, пока транспортная группа грузилась, от него поступил приказ - помыть карбюраторы. Я помыл в бензине с зубной щеткой и все фильтры с полной разборкой... иначе там и нельзя воздушный фильтр забивался полностью песком за пройденные 100км. Мотор не запускался, даже не схватывал… Пылевой шлейф колонны удалялся. Мы ведь ходили в замыкании, мы ремонтировали то, что останавливалось, делали и догоняли колонну, это был первый случай полного отказа БТРа Машины Технической Помощи на одном двигателе по песку ехать было нельзя, на первой передаче он бы перегрелся и стуканул. Эти мысли вихрями носились в моей голове, пока я висел в раскалённой силовой установке над движками... Батя: - Ну что, всё приехали??? Пусти Шатохина. Шатохин был хорошим мотористом, он ещё до армии работал, скорее и учился на моториста... полез глядеть в силовую, что случилось и сказал скоропалительно Бате- карбюратор засорился, Тот и взбеленился: - НЕ ВЫПОЛНИЛ ПРИКАЗ!!! – - ИДИ… говорит и в степь показывает. Сам пулемёт ПКМ достаёт из под брони, ленту из коробки снаряжает. Я: – Мыл… Он: - Я что, своему мотористу не поверю!!! Я спрыгнул и пошёл... Страшно было? ДА! Вида не подал... помню, слёзы наворачивались от бессилия... Реально думал, сейчас прозвучит очередь… жизнь увидел всю за мгновение. Придёт похоронка... «погиб при исполнении»… пустыня... никого.... Шатохин: - Нет искры. Потом оказалось, что пробило катушку зажигания - что бывает крайне редко. Майор Щигорцов снял меня с БТРа МТП. Во взводе Обеспечения я через неделю разодрался с сержантом Осинцевым за то, что каждый день тот ставил в наряды после снятия с БТРа, прикрывая своих одногодок друзей от работы. Нас во взводе на полгода моложе всех было двое, я и Вова Малыхин- он не вылезал из офицерской столовой рабочим. Дедовщина была неправильная)). Они были старше на полгода по призыву ... драться пришлось… и не с ним одним… жалею, что не вкладывался в удары по- настоящему и по лицу не бил. На разборках молчал про синяк под глазом у командира взвода обеспечения и попросился в боевое подразделение, и был услышан, и попал на 2ю заставу. Зачислили пулемётчиком. Без пулемёта. В это время шла 2х месячная операция и пулемёт уехал туда. Шигорцов посадил на бронетранспортер МТП водителя со 131 ЗИЛа и подорвался там на двух месячной без меня. Он постоянно говорил, что мы подорвёмся... Сработала итальянка под третьим мостом шесть кг тротила. Весь экипаж получил контузии. Вырвало мост у БТРа оторвало редуктор колеса, аккумуляторы вдребезги... погнуло много чего, в общем, восстановить машину полностью не удалось. Рассказывают, Батя сказал водителю: - Почему без каски едешь? Водитель надел каску и подрыв. При подрыве всех уязвимее водитель под бронёй. Экипаж едет на броне их разбрасывает в воздух. Думаю, каска спасла водителя. Повезло мне... судьба отвела... кому нужна эта контузия и это минимум… У сержанта Мартынова были по вечерам жуткие головные боли до самого дембеля. Ещё, Батя обещал мне в Керках: - Если мы где-то встанем по твоей вине под обстрелом, я тебя собственноручно... Может поэтому эта железяка БТР 40ПА проехала, так много км до своей мины. Правда, я думаю, я... даже в это свято верю, что рассмотрел бы размазанный разровненный песок не похожий на протектор елочкой, грязными руками духов над "нашей" миной... Уже дома много лет спустя, сев за руль Волги, ловил себя на том, что мои глаза рыскают по асфальту и что я не вижу светофоры и знаки... В общем, веселый офицер Щигорцов зампотех ММГ- 7 Карабаг, ныне живёт на Дальнем Востоке. Вспоминаю его, как лучшего, душевного, человека, всегда делился с нами своим офицерским пайком... Спрашивал - да!!!... объявлял 100 нарядов вне очереди за залёты... потом снимал под козырёк по 5-10 штук за выполнение заданий)) не зря его зовут БАТЯ. Память сложная вещь... вот только никак не могу вспомнить бортовой номер машины и нет фото МТП...у меня нет...попытаюсь вспомнить третий предпоследний выезд- пока непроглядный туман времени...
Продолжение следует... На 2й заставе ходил в боевое охранение лагеря. Служили в окопах по 12 часов сначала, как принято на границе, потом по 8 часов, чтоб видимо народ не спал… служба шла скучно 2 месяца . Окопы одни и те же картинки местности. Развлечения находили, пострелять одиночными под сильный ветер облегчёнными патронами в ручную. Вытаскивали пулю, высыпали половину пороха из гильзы, вставляли пулю обратно – выстрел был тихий. После шимановцев в лагере было много кошек – осталась только одна на складе ПФС у прапорщика Ларионова. Жестокость зашкаливала и видать у некоторых солдатов был такой выход агрессии. Кошек жаль. Так же погибли все суслики на против 2го поста. Наши офицеры собирали собак по кишлакам. Афганские волкодаво- среднеазиаты похожие на кавказов, длинная шерсть, купированные уши и хвосты. Очень добродушные собаки до людей. Но как они дрались бывало между собой!!! У них были часы! За 20 минут до приёма пищи собирались у офицерской столовой. Две позже подорвались на минном поле. Сержант Логинов, не сдал фотоаппарат по приказу замполита капитана Рассказова в Керках. Легендарная Смена-8. Благодаря ему у нас есть большинство имеющихся фото. После двух месячной операции получил БТР 321 чайку Взвода Связи и стал возить подполковника Кохановского. Когда Батя, майор Щигорцев, меня "сватал" Кохану, как водителя, сказал: «водитель он аховый, зато ничего не боится»))... С того времени я не пропускал ни одного выезда... Выезжали из лагеря часто 1-2 раза в две недели точно, перерыв был зимой, когда проехать было не возможно. Бывало, за ночь выпадало 30-40 см снега, а за день он таял при +25 С. Помню, придумал, как по-быстрому, без лопат убирать липкий снег , я начал скатывать кругляш снега он рос и набирал на себя снег до земли… круглые глыбы снега, как в детстве при постройке снеговиков)). Тропа получалась за один проход. И очень быстро очищалась крыша землянки. Это подхватили все, снеговых лопат у нас не было, а БСЛками снег убирать не быстро. Мы слепили снеговика, но мимо проходил капитан Рассказов и со словами «Устроили тут детский сад» - распинал наше детище))… Похвастаюсь на этой ноте, ещё двумя моими изобретениями там- После пыльного выезда внутри БТР скапливалось до 5 см песка, это такие мелкие афганские пылинки веками пережёванные ветрами… пни ногой землю и пылевое облако летит как дым… Если на марше ветер попутный и быстрее колонны водитель не видит дорогу и ездили мы бывало на ощупь по командам с верху. В открытые люки и всасывалась пыль . Затея была такая- я надевал противогаз сразу после выезда, когда фильтра силовой были ещё грязные. Закрывал все люки кроме переднего, открывал силовую установку в салоне, закрывал тряпками верх жалюзи силовой, брал шланг отбора воздуха с ресивера втыкал в него половинку шариковой ручки, заводил моторы, ставил на педаль газа монтажку, создавалась не хилая тяга воздуха из первого люка через винты радиаторов наружу… И за три – четыре прохода сжатым воздухом спереди назад- весь песок вылетал на улицу!!! Полная чистота за считанные секунды! Ну и третье… вечером в землянке придумал печь хлебные лепешки на заслонке печи. Февраль 1986. Нас построили... вводная... идёт банда с Ирана 2000 человек с ракетами земля-земля... их цель первоочередная договорный кишлак и наш лагерь... боевая группа на выезд... задача обнаружить... Шесть дней мы стояли на высокой сопке. По ночам под горами обнаруживалось скрытое неявное движение. Закончилась вода. От миномётного расчёта мой БТР стоял метров в 20- 30. Помню, когда группа коробочек поехала за водой, по громкой связи услышал голос Кохана: Ваня!!! ВАНЯ!!! Ты что не видишь духи в горы идут??? Почему я не слышу работу 120мм миномёта??? ... Ваня, он же командир минбата : - К БОЮ! Бинокль Кохановский оставил в БТРе, я наблюдал в него, как человек 20 с оружием бежали за кишлаком вверх в гору по тропе к расщелине... Выстрел, первая мина пошла... перелёт ... вторая недолёт... расстояние до банды было км 6 ... звук взрыва доходил через 6 секунд после разрыва... попадание и снова и снова... много пыли... пыль легла, кого-то несут… разрыв... никого... ещё и ещё... У меня было навязчивое чувство, что происходит, что- то нереальное, что я смотрю фильм про войну... Уже в основном лагере над нами пролетели два МИГа, сделав круг над лагерем, видимо для уточнения местности... пошли в тот район под горами. Были видны две идущие точки вдоль гор и как под ними встаёт земля...
Капитан Задорожный. Операция февральская под горами. Ночь, лежу на броне в спальнике, кашляю, как из пулемёта, сейчас то я понимаю, что это был аллергический кашель на сигареты Охотничьи - редкая гадость. Задорожный говорит- - Хочешь сказку расскажу, всё равно не спишь. Он был дежурным по лагерю. - Хочу, говорю... Он начал: Приходит продавец табака в город и орёт: Кто курит табак- у того не родится дочь, кто курит табак- того не укусит злая собака, кто курит табак, того не ограбит вор. Народ налетел, раскупил табак... Прошли годы. Поймали люди торговца и решили учинить расправу. Тот: - Постойте, я сказал правду! Народ - какую правду? Торговец: - Кто курит табак, у того не родится дочь также и сын. Кто курит табак, того не укусит собака, потому что у курильщика больные ноги и он ходит с палкой. Кто курит табак, на того не нападёт вор, потому что курильщик кашляет всю ночь и вор думает, что хозяин дома не спит... Всякий раз, как я бросал курить вспоминал Задорожного с его сказкой. Теперь я не курю 9 лет. Слышал, его нет уже на этом свете, хороший офицер был.
Ёжики. Тараканы и скорпионы. В землянке связи жили не только мы. Там были ещё большие тараканы разных цветов от бело- рыжих до чёрных. Не реальных размеров, только усы со спичечный коробок длиной и размахом. Спал на верней койке, когда таракан ночью падал на меня с потолка я просыпался… Иногда выбегали и мелкие скорпионы, ещё какие-то букашки и жучки, в общем живности хватало… я уже молчу про бельевых вшей, с которыми мы боролись два месяца с переменным успехом… Не помню, как появились у нас два ушастых среднеазиатских ёжика в землянке. За неделю они съели всю живность. Ночью громко топали и смачно хрустели пойманными таракашками)). Мы их подкармливали, ели они всё, любые консервы. Днём обычно отсыпались. Мы их любили и умилялись над их большими розовыми ушами! Впоследствии капитан Рассказов отобрал в грубой форме одного для штабной землянки. Там искусали Батю мокрицы. Вши пропали после того, как всю ММГ переодели разом с зимы в летнее. Переводчик Нишонов Игорь взвод связи. Так он себя называл, как звали на таджикском не знаю. Был в нашем экипаже 321 Чайки. Переводчик. Мы дружили. Прилетели борты, привезли посылки с Союза. Сидим в землянке, капитан Киндюшенко командир взвода связи зовёт: - Нишонов!!! Посылка!!! Нишонов сам за себя - Нет его!!! Киндюшенко: - Я в столовую!! Мы сходили вдвоём "получили" из посылки бутылку коньяка. За пару вечеров выпили... Отличный был коньяк! Пах шоколадом!))... это второй раз когда в армии я пил... ещё был случай пили водку с начальником ХАДа ( начальник местного афганского особого отдела) на операции нашу русскую... втроём Игорь и я... Игорь отзовись!
Пузырёв. Звали Пузырь, ефрейтор, писарь при штабной землянке, взвод Связи. кадр ещё тот... Клептоман. Воровал у всех всё, что не приколочено. Украл у офицеров знаки суворовского училища... Когда его капитан Рассказов отправил в Союз с колонной, чтоб его проверили по 7Б, тот умудрился обратно прилететь в лагерь на вертолёте без документов. Пока его не было, парни нашли в каптёрке землянки закопанный дипломат с наворованным. Когда его открыли, посыпались возгласы - Это моё ! Это МоЁ!!!... Уволили его с Биробиджанской губы одного втихую...
Это после выхода ПУЦ Керки сдача техники. Жара была. Я просто бросил там свой БТР 321 командирский. Честно скажу. Ничего не делал. Только записку будущему водителю написал... Ещё, там нас оставили 30 человек спецов с майором Щигорцовым и пр-ком Сташулём на месяц технику сдавать. Тросы парни, помню, вязали вручную на БТРы. Ещё нас заставили в отряде Керкинском разбирать двигатели с подорванных БМП и БТРов, чтоб блоки в цветмет сдать. Вонючая тёплая вода, жарища... И стоял вопрос остро, не отправить ли нас обратно в Афган... Ночью я, Кроха и Зам ходили за виноградом за 6 км в пионерский лагерь. Там был оазис, РАЙ после Афгана- трава по колено зелёная, фонтаны, яблони и лоза над дорожками. Черный виноград вызревал... На фоне туркменской пустыни, зайдя за доску высокого забора, мы попадали в Рай при жизни. Пионервожаток мы так и не решились разбудить))... Побоялись местных нравов и последствий нашего обнаружения. А ещё, мы же по ночам пили водку и брагу на радаре у шурупов... Так, признание)). Для нас это был отпуск единственный за службу, хоть и самовольный... Ходили только мы втроём по ночам, остальные боялись. Всё ж погранзона))… Мы каждый раз приносили парням с ведро винограда в пластиковой авоське...
Сташуль. Прапорщика Сташуля я видел у нас в Перми на рынке, после армии, обнялись, съели литр бренди... Он пермяк. На 2 заставе я служил с ним два месяца - всё наезжал на меня, видать типа прописки, или думал чего… раз перевели из другого подразделения с синяком- пока я ему не сказал: «мы ж земляки- Стас, обязательно на гражданке встретимся!» Так и вышло)). Он после того разговора меня замечать перестал. Настоящий боевой прапорщик. Звали его Кривой. Зайдёт в подразделение, скривится, глаз сощурит)), как-будто мы никто)). Да, ещё он у нас в Резервной заставе ММГ в Биробиджане был старшиной.
Костогрыз Сергей. Сапёр. Он под дембель сломал челюсть одному биробиджанскому ушлёпку, ещё смеялись, если бы с нами сухари грыз- челюсть бы выдержала! Тот издевался над старой шинелькой Сергея на дембель, навязчиво так и не понял нескольких предупреждений! Челюсть и треснула в трёх местах с одного раза… Меня, как свидетеля оставили на суд. Всех уволили, а мы остались... Дали ему 3 года с отсрочкой, (сказалась моя речь в защиту, и он поехал домой) и уволить пообещали после Нового Года... Хороший парень! Молодец! Правда, переслужить в Биробиджане из–за суда пришлось более месяца с лишним. В Биробиджанской пограничной части стоит памятник - на постаменте БМП Боевая машина пехоты. Я говорю «За Взятие Афгана!»
П. С. Резервная мото-маневренная группа 68 Тахта-Базарского пограничного отряда была передислоцирована из к. Кайсар в к. Карабаг в результате внеплановой операции "Гульран". Опорный пункт мото-маневренной группы располагался к северо-востоку от кишлака Карабаг уезда Гульран с ноября 1981 до августа 1988 года. В центре базового лагеря ММГ до сих пор со снимков из космоса видно большую землянку в виде креста. Продолжение следует...
|